«Игры со звуком» — серия выставок, посвященных разнообразным звуковым явлениям. Каждая часть этой серии — точка в некотором пространстве, обозначающая одну грань объемного тела воображаемого мира акустических колебаний.
Звук — явление вполне физически объяснимое и материальное. Но особенности нашего восприятия делают его чем-то почти неуловимым. Звук — как призрак или привидение. Он невидим, легко проходит сквозь стены и исчезает бесследно. Может быть, поэтому так заманчиво представить себе звук как материальный объект и зафиксировать его, завладеть им, поиграть с ним. Возможно, поэтому словосочетание «звуковая выставка» звучит как-то диссонансно, противоречиво, кажется оксюмороном.
Идея экспонировать звук как материальный объект не так уж стара. Ключевым моментом в этой истории является манифест Луиджи Руссоло «Искусство шумов» и вообще деятельность футуристов и авангардистов начала 20-го века. Художники постепенно захватывают право использовать звук как материал для своей работы, право, которое до того принадлежало почти исключительно музыкантам. В течение 20-го века и до сегодняшнего дня территория звука продолжает расслаиваться. Появилось много всего, что связано со звуком, но не является музыкой.
Этому и посвящены «Игры со звуком». Это исследования пограничных зон. Жажда изучения, коллекционирования и классифицирования всего этого пестрого разнообразия (объединенного, тем не менее, единой субстанцией, из которой оно произведено) привела меня к идее «выставочного сериала», посвященного звуку. Я не могу представить себе лучшей формы для того, чтобы продемонстрировать эти «акустические организмы» с радостью энтомолога, обнаружившего новый вид жучков, но без высокомерного композиторского вмешательства.
Куратор: Пётр Айду
Саунд-инсталляция «Цех шума» была создана в 2020 году в Калуге для фестиваля современного искусства «Мост». Площадкой фестиваля стала территория заброшенного мебельного завода. Я нашел там множество сломанных деталей, частей станков и отходов производства, которые решил сделать главным материалом проекта.
Для меня звуковая и визуальная составляющая этих объектов одинаково важны. Их красота не только в фактурах материалов, утративших со временем свою функцию, разрушаясь и деформируясь под воздействием времени, ставших уникальными, но и в звуках, которыми они могут ответить на взаимодействие.
Каждый из объектов имеет свой характер, пластику и голос, они живые. Мне нравится идея, что эти машины обрели вторую жизнь в новом качестве, они больше не должны создавать ничего полезного для человека, только шум.
Художник: Юрий Марин