/* POPUP на ZERO. CSS JS */
Летняя суббота. На улице Кремлевской — не протолкнуться. Ржание коней сливается с колокольным звоном и звуками гармони. Туристы потоком втекают в лавки с медовухой и магазины льна. Некоторые места отмечены жестяными вывесками, на которых краской выведено — «Кузнец», «Антиквар», «Клюква». Вывески так вписаны в суздальский ландшафт, что только подготовленный турист знает — это часть выставки МИРА центра «Суздаль. Портрет», работы для которой создала художница Ирина Затуловская. Та самая, которая представляла Россию на Венецианской Биеннале, и чьи работы хранятся в Русском музее, в Пушкинском, в Третьяковке.

Мы поговорили с куратором выставки Мариной Лошак о необычном формате выставки, о лучшей в мире арт-резиденции в Кидекше, ржавом железе и современном искусстве в Суздале.

Интервью взяла: Наталья Касьянова

Аскетичное, но любовное признание Суздалю

Как вы искали идею выставки?
Обычно куратор сам выбирает художника. Но МИРА центр попросил меня подключиться к проекту в качестве куратора, уже назвав фамилию художника. Так совпало, что это одна из моих любимых художниц. Я готова работать с Ирой где угодно, тем более в Суздале. Мы всегда стремимся в места, где любви больше, чем нелюбви. Суздаль — такое место. А когда вместе с тобой и с твоими коллегами работает художник, способный добавить силы этому чувству, это большое счастье.

Сначала мы хотели создать проект, погружающий в состояния, которые нам очень нужны в непростые времена. Замедление. Медитация. Погружение в себя. И Суздаль, несмотря на его бурную жизнь, дает такую возможность — бесконечные ландшафты, белые стены храмов, гармоничная городская среда. Но в процессе работы мы пришли к идее рассказать через оптику художника о вдохновляющих местах и людях, которые преобразовывают Суздаль. Мы решили, что художница познакомится с людьми и оставит свои «отпечатки», свои «следы» на местах, которые они создают. Ира — человек, в котором очень много любви, принятия мира, попытки понять, оценить и простить. Путешествие по городу вместе с такой художницей — это полезный опыт.

В результате сам город стал площадкой для выставки. Иногда мы гуляли по Суздалю и не сразу находили «следы» художницы. Мне кажется, это невероятный результат. Город аутентичный, в нем много разных меток — исторических, личных. Они в том, как раскрашены дома, и какие крыши, и какие палисадники. Я не ощущаю присутствия некоторых объектов, созданных Ириной — это самый главный комплимент художнику. Ее высказывание строгое, аскетичное, но любовное.
Выставка проходит не только на улицах города, но и в трех выставочных пространствах. Расскажите немного о них.
Это три очень разных пространства — МИРА центр, выставочная платформа «Ларец» и суздальский Кремль. Выставочное пространство МИРА центра, самое большое, мы выбрали, чтобы рассказать, каким Ирина ощутила Суздаль за почти два месяца работы в арт-резиденции в Кидекше — в лучшей резиденции в мире, я считаю, в самой красивой, в очень вдохновляющем месте. Эта выставка о том, как чувства, испытанные там, опустились на пространство ее произведений.

Следующая часть расположилась в небольшом очаровательном пространстве «Ларца», которое курирует известный всем художник Андрей Бартенев. Там есть маленькая часть здания, которая исторически была курятником. Ирина назвала экспозицию «Курятник радости» — можно заглянуть в маленькое окошко и увидеть вдали мир, скромный и сентиментальный.

И, наконец, одно из пространств музея Кремля, где Екатерина Проничева, новый директор Владимиро- Суздальского музея-заповедника, дала нам возможность сделать небольшую, но очень чувственную инсталляцию. Центральная вещь этой инсталляции — произведение «Пьета» — традиционный сюжет об оплакивании Христа. Эту работу Ирина создала в Москве, но фантастический кусок ржавого железа, на котором сделана работа, был найден два года назад в Суздале. Она спасла этот кусок и превратила его в невероятно трогающий, сильный объект искусства.
Ирина Затуловская выбрала одним из материалов жесть, но некоторых жителей смутила ржавчина на улицах города. Что вы об этом думаете?
Этот материал выбран не случайно, выбран по любви. В пожившем железе есть большая энергия — и энергия солнца, и энергия дождя, и энергия сохранения замкнутой среды нашего дома, если мы говорим о кровельном железе. В нем много разных смыслов содержится. Материал находился прямо в Суздале — это родной материал для города, он не может быть враждебным и чужеродным. Нет некрасивого материала, есть неумение человека увидеть красоту в каком-то её непривычном виде. Все, что мы не видим — это наша проблема. Нужно попытаться открыться, изгнать из себя гордыню, потому что всё, что нам кажется безусловным — это часть нашей гордыни.
Выставка называется «Суздаль. Портрет». Получается, портрет города — это сумма портретов его жителей?
Это групповой портрет. Я бы сказала, что этот проект фиксирует историю через тех людей, которые эту историю меняют. У нас большой список людей, которые стали нашими героями. Краевед Федор, антиквары, кузнец.

Вадим Дымов, который 20 лет назад оказался в Суздале и столько сделал за это время, что город стал действительно другим. Сколько замечательных художников приехало сюда благодаря ему, появились новые потрясающие магазины, прекрасные рестораны, керамическая фабрика.

Продолжил этот путь Дмитрий Разумов, силами которого столько всего появилось, в том числе МИРА центр, «Ларец», скоро появится музей русского авангарда «Гастева, 1», который расскажет о движениях в области полиграфического дизайна, повлиявших на весь мир. Музей будет посвящен наследию Алексея Гастева — авангардного поэта, писателя и основателя Центрального института труда, который когда-то жил в Суздале. Покажите мне другой город на 10 тысяч человек, в котором есть свой музей русского авангарда. Дмитрий помогает и восстановлению общественных мест. Прекрасный пример — это суздальский стадион. Благодаря усилиям Дмитрия и команды появилось пространство ГЭС на Нерли, которое стало местом новых музыкальных высказываний в этих бесконечных ландшафтных красотах Суздаля.

Екатерина Проничева из Владимиро-Суздальского музея-заповедника — тоже одна из тех, кто создает новый образ Суздаля, преобразует это великое место, этот важнейший музейный комплекс России в современный мировой музей. Я уже вижу ее очень важные мощные шаги. Все делается постепенно, но по музейным меркам это очень быстро.

Это все живое. История города не может быть связана только с прошлым, она обязательно должна быть связана с сегодняшним днем. Это река, она течет и хорошо, что в реке появляются гребцы, которые её оживляют. Не обязательно большие — бывают маленькие, как любимое всеми место под названием «Клюква». Семейная пара сделала кафе, куда хочется прийти, посидеть за столиком, восхититься тем, как в простых бутылках стоят цветущие сорняки, выпить замечательный кофе, съесть драники.

И что меня восхищает в тех людях, о которых мы говорим — их влюбленность не поверхностная, когда ты просто приезжаешь, как потребитель. Они сумели настолько глубоко ощутить дух этого города, забыть о других своих идеях и сосредоточить свое чувство конкретно на этом месте.
Не могу не спросить про реакцию местных жителей. Некоторые вывески сорвали, в паблике «Подслушано. Суздаль» ставили под сомнение художественную ценность работ, иногда в грубой форме. Куратор создает диалог между участниками культурного процесса, и суздальский диалог местами оказался не слишком приятным. Что вы чувствуете?
Для этого и существует искусство. Если человек остается равнодушным, значит, ничего не получилось. К сожалению, мы живем в мире, где люди не умеют находиться просто в состоянии диалога.
Критикующих пригласили на дискуссию в МИРА центр, от некоторых из них звучали предложения оставить Суздаль законсервированным городом-музеем. Как вы думаете, можно ли сделать диалог между теми, кто хочет менять город, и теми, кто хочет его законсервировать, более качественным?
Я вообще за любой диалог. Те люди, которые приехали в Суздаль относительно недавно такие же суздальцы, как и те, кто живет в этом городе давно. Никто не может присвоить себе город, он живет своей жизнью. И никто его не может остановить. Его можно улучшать, но у каждого свои представления об улучшении. Мне очень жалко этих бедных лошадей с каретами в виде яиц, которых используют как средство для развлечения туристов. И мне не нравятся бесконечные сувенирные киоски по всему городу. Но я же не буду разрушать эти киоски или совершать какие-то неуважительные жесты по отношению к тем, для кого это хлеб. Кому-то это нравится, это часть истории, экономики. Я считаю, что нужно находить диалог, спокойно разговаривать и объяснять друг другу свои позиции.
В маленьком городе появляются важные культурные институции, резиденции, музеи — как вам то, что происходит с Суздалем сегодня?
Мне кажется важным говорить об опыте Суздаля, потому что это практически идеальный пример нахождения баланса. Если у тебя есть возможность оживить место — что может быть лучше? Проявлять красоту и показать ее другим — это вообще великая миссия каждого из нас.